Секреты художника |
Читать - 7 мин. |
Дата публикации: 14.09.2022 |
Таланту тяжело без музы. Если же это не просто талант, а гений, то одной музы может даже не хватить. Но и быть музой непросто, гении не всегда относятся с должным трепетом. Можно быть самой распрекрасной музой, а этим творцам нужно от тебя только одно — вдохновение. После чего они сразу отворачиваются лицом к холсту и всё, до следующей картины.
Как только речь заходит о Сальвадоре Дали, все сразу же вспоминают его жену — Галу. Ну ладно, сразу же после слонов на тонких ножках. Урождённая Елена Дмитриевна была основной, так сказать, музой художника и здесь у супругов была полнейшая идиллия. Гала жила жизнью мужа, он её боготворил и щедро выражал это в творчестве.
Но это позже, а сначала за музу отвечала младшая сестра Дали, Анна Мария. О ней и поговорим, тем более что «Женская фигура у окна» — это как раз её фигура. Если уж откровенно, сестра носилась с братом-гением, как с писаной торбой — восхищалась и нянчилась, фактически заменив собой умершую в 1921 году мать. И на картинах появлялась с завидным постоянством.
«Женскую фигуру у окна» Дали написал в 1925 году — шёл четвертый год его учебы в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. Ну, то есть, пока ещё учёбы — через год он с треском вылетит из академии из-за собственной эксцентричности. Ещё при поступлении эта эксцентричность чуть не вышла ему боком. В качестве вступительного экзамена нужно было показать комиссии рисунок. Среди требований к работе был размер холста, а рисунок Дали оказался слишком мал размером. Можно было нарисовать новый, но до конца приёма оставалось всего три дня. Дали справился, только... новый рисунок был ещё меньше. В результате его все равно приняли — уж больно мастерская была работа.
Вскоре он напишет ещё две похожих работы. В том же 1925 году — «Девушку со спины», а в 1926 году – миниатюру «Спина девушки». Для всех трёх работ позировала Анна Мария, пока ещё бессменная модель.
Посмотрите, пряди выписаны тщательно и лучше всего это видно на миниатюре. Прядей ровно три, и они одинаково завиты в спираль. Можно предположить, что внимание к волосам — влияние Яна Вермеера, творчество которого восхищало Дали.
Безмятежность картины совсем не вяжется с суровой реальностью. Все более погружаясь в эпатаж, Дали нарушает трепетное взаимопонимание ранних лет и постепенно теряет связь с сестрой. Особенно после скандальной выходки на выставке в Париже в том же году, как была написана «Фигура у окна». На холсте картины «Священное сердце» художник оставил надпись «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери».
«Ах так!» — подумала Анна Мария. На самом деле мы, конечно, не знаем, что она подумала. Зато знаем, что в 1949 году вышла книга «Сальвадор Дали глазами сестры». Конечно, Анна Мария следила за судьбой брата, возмущаясь тому гротеску, который он возводил вокруг своей персоны. Следила за тем, как в жизни Дали появляется Гала, полностью занимая его сердце, ум и мастерскую. Но в книге брат предстал совсем другим: не блестяще-скандальной фигурой, а обычным юношей, романтичным, спокойным, любящим живопись и свою семью.
Книга, конечно, вызвала бурю. Мальчики вообще не очень любят, когда их считают обыкновенными. Что говорить про гениев, которые специально создают вокруг себя ауру исключительности и даже для верности пишут о себе книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».