Секреты художника    

Читать - 7 мин.

Дата публикации: 14.09.2022

 

Вообще, Энди Уорхол не любил животных. Точнее, может, и любил, но зоозащитником не был и открыто своей любви никак не проявлял. Мы могли бы сказать, что «Зебра» вместе с другими редкими животными напоминала ему о смерти, но не начинать же с этого статью! Так что поговорим пока о редких видах, умных друзьях и нейлоновой сетке.

Редкая зебра добежит до современного искусства

«Зебра» — не самостоятельное произведение, а часть серии из десяти картин «Вымирающие виды». Кроме зебры места в серии достались амурскому тигру, африканскому слону, орангутану, черному носорогу, гигантской панде, белоголовому орлану, снежному барану, древесной лягушке из семейства квакш и бабочке.

 

Животное на картине не абы какое, а самой редкой породы — зебра Греви. Полотно написано в 1983 году, но она до сих пор вымирающий вид. Своё название зебра получила от президента Франции Жюля Греви: одно животное этой породы подарил ему как-то посол Абиссинии, с тех пор так и повелось.

 

От своих не столь активно вымирающих товарок Греви отличается габаритами и полосками — она самая крупная из зебр, а полосочки у нее, наоборот, самые тоненькие. Расположение полосок у каждой особи уникальное — нет ни одного повторяющегося рисунка. Так что они, знаете, вроде как снежинки. Только зебры.

 

С «Вымирающими видами» связана история, которую называют одной из самых нашумевших краж 21 века. Она произошла в 2015 году на выставке в Лос-Анджелесе. Оцените иронию: Уорхол стремился к тиражированию современного искусства, и преступники заменили три картины из серии на высококачественные копии. Довольно долго о подмене никто не подозревал — её обнаружили совсем недавно, когда в мастерской меняли картинные рамы, а подписи автора на полотнах не оказалось. Правда, наша «Зебра» от воров не пострадала, а вот тигру, орлану и снежному барану не повезло.

Есть ли у вас какие-нибудь идеи, друг мой?

Быть может, «Зебра» и вообще вся серия картин редких животных появилась только благодаря другу Уорхола, к которому он пришёл за советом. Вообще, Уорхол ко всем хорошим знакомым ходил за советами — самому сложно быть в курсе всех тенденций, даже если следить очень, очень пристально. Так вот, он ходил и спрашивал каждого, есть ли у него какая-нибудь идея.

 

Но в тот раз Уорхол пришёл к нью-йоркскому галеристу Рональду Фельдману и его жене Фрейде. Уж у кого, а у Фельдмана идей было вдоволь — в том и смысл работы галериста, чтобы внимательно следить за интересами публики.

 

Об этом рассказывал в одном из интервью сам Фельдман:
«Когда мы подружились, он стал приходить ко мне за идеями, и поначалу я думал, что он шутит. Даже сказал ему, дескать, нехорошо смеяться над друзьями, но он продолжал настаивать, и, наконец, я дал ему несколько идей. Выслушав, он начал мямлить что-то невразумительное, и я сразу понял, что эти мои идеи были ему неинтересны. Но некоторые он принимал безоговорочно, сразу загорался, и мы начинали вместе претворять их в жизнь».

Энди Уорхол изображал в своих картинах то, что сейчас на пике популярности, не подвергая это социальной критике.

Дело не только в дружеском совете. Словно модный каталог, он показывает товары, поп-звезд и прочих знаменитостей, не говоря нам — плохо это или хорошо.

 

То, что Уорхол принял идею изображения редких животных, означает скорее, что проблемы экологии стали настолько остры, что вошли в разряд модных.

 

Вместе с Фельдманом они были уверены, что серию ждет коммерческий успех. Так оно и случилось. «Вымирающие виды» стали одной из самых продаваемых его работ.

Шёлк и трепет

Конечно, коммерциализация не отменяет того, что его картины редких животных — шедевры графического искусства. Они красивы, мастерски выполнены и к тому же принципиально отличаются по восприятию от картин с людьми.

 

Искусствовед Яна Шклярская, которая в 2017 курировала московскую выставку работ Уорхола, говорила о том, что человеческие портреты утомляют, если вы слишком часто их видите, а с животными можно жить, потому что это природа, которой нам не хватает. И к тому же поп-манера картин очень декоративна — одна картина способна задать тон всему интерьеру, «держать» огромную плоскость стены.

 

Эта техника была уже привычна художнику, а вот стиль «позднего» Уорхола отличался. Изображения в серии по сравнению с более ранними работами стали сочнее, контрастные цвета перемежаются нежными тонкими линиями. В «Зебре» красно-чёрная голова животного обведена желтыми линиями, ими же дублируются полоски на морде. Линии, переплетаясь, создают изящный узор, и повернутая к зрителю голова зебры приобретает динамику, начинает притягивать внимание.

Уорхол за работой в мастерской «Фабрика»

Уорхол за работой в мастерской «Фабрика»

У серии «Вымирающие виды» есть второе название — «Животные в гриме», в котором заключен намёк на художественную технику. Изначально Уорхол работал с фотографиями животных. Он отбирал самые выразительные, а затем использовал метод шелкографии и слой за слоем добавлял цвет. Шелкография — техника трафаретной печати, при которой краска наносится на материал через сетчатые трафареты. Часть сетки заливается непроницаемым для краски материалом, а пробелы в этом материале формируют сам рисунок. Уорхол использовал нейлоновую сетку, смоченную фотоэмульсией.
Зебра, серия «Вымирающие виды», Энди Уорхол, 1983

Зебра, серия «Вымирающие виды», Энди Уорхол, 1983

Эта техника была уже привычна художнику, а вот стиль «позднего» Уорхола отличался. Изображения в серии по сравнению с более ранними работами стали сочнее, контрастные цвета перемежаются нежными тонкими линиями. В «Зебре» красно-чёрная голова животного обведена желтыми линиями, ими же дублируются полоски на морде. Линии, переплетаясь, создают изящный узор и повернутая к зрителю голова зебры приобретает динамику, начинает притягивать внимание.

Чёрная полоска, белая полоска

С темой смерти «Зебра» и другие вымирающие животные связаны довольно нетривиальным образом. Серия написана в 1983 году, но история началась задолго до этого, в 1968-м. Тот год у Энди Уорхола выдался нелёгким хотя бы потому, что ему трижды выстрелила в живот его знакомая, радикальная феминистка и не слишком удачливая драматург Валери Соланас. Поступок Валери мы, конечно, не оправдываем, но вообще-то Уорхол потерял единственный экземпляр рукописи её пьесы.
 
 
После этого у едва выжившего художника развилась фобия, он боялся умереть. Как мог Уорхол боролся со своим страхом и вполне закономерно делал это с помощью искусства. Частью той борьбы стали работы, в которых он изображал угрозу жизни. Такой была картина с пистолетом, который оказался в руке Валери Соланас. Такой была и серия «Вымирающие виды».

Пистолет. Энди Уорхол, 1981-1982

Пистолет. Энди Уорхол, 1981-1982

Благодаря Уорхолу, то, что всегда было полем деятельности узкого круга людей, вдруг стало невероятно популярным. Не испытывая трепетных чувств к животным, он смог привлечь огромное внимание к защите окружающей среды.
World Art Gallery

World Art Gallery

В рамках проекта PaintOn World Art Gallery мы рассказываем о картинах, которые изменили мир и рисуем нашу интерпретацию, чтобы вы смогли повторить этот шедевр на арт-вечеринках PaintOn
Подробнее об арт-вечеринках

Ближайшие мастер-классы

ещё 100+ мастер-классов →

Заказать мероприятие

Гости
15 гостей
Выберите тип мероприятия
Корпоратив в студии
Корпоратив онлайн
День рождения
Вечеринка в студии
Выездное мероприятие
Детский праздник в студии
Аренда
Минимальная цена
от 80 000 руб. (дневные), от 90 000 руб. (вечерние)
Стоимость зависит от даты и количества гостей. Подробнее уточняйте у менеджера
Контактная информация

1 000 отзывов от гостей, которые уже побывали на наших мероприятиях

Ещё больше отзывов вы можете найти на Яндекс Картах
Всё оооочень понравилось!!!!!! Организация на высоте! Персонал работает как часы, повар Сергей большой молодец, мастер своего дела. Прекрасно чувствует атмосферу, где надо подскажет, где надо поможет, где надо пошутит!!! Блюда получались очень вкусные. Сильно рекомендую к посещению сего заведения!!
Дмитрий Соловьёв

Читайте также

Рене Магритт: ВлюбленныеРене Магритт: Влюбленные
Рене Магритт: Влюбленные
Узнаем подробнее про магические картины Магритта
Густав Климт: ПоцелуйГустав Климт: Поцелуй
Густав Климт: Поцелуй
История создания легендарной картины "Поцелуй"
Босх: Сад земных наслажденийБосх: Сад земных наслаждений
Босх: Сад земных наслаждений
Что стоит знать о Босхе?

Наши партнёры