Секреты художника |
Читать - 7 мин. |
Дата публикации: 14.09.2022 |
Босх писал в технике "алла прима"
Алла Борисовна здесь ни при чем. Это одна из основных техник масляной живописи, в которой вся картина пишется до полного высыхания краски. Обычно при многослойной живописи краски наносятся слоями — сначала один, потом он полностью высыхает и тогда наносится следующий. А в алла прима следующий слой наносится сразу, без высыхания. Художник сначала рисует всю картину общими мазками, а потом начинает ее детализировать. Босх работал без предварительных прорисовок и эскизов.
Босх символичен и ряд символов многократно повторяется на всех его основных полотнах. Не все символы мы можем разгадать — с течение времени они меняли значение, по-разному трактовались в произведения фольклора, мистических трактатов и практической магии. Несколько часто встречающихся символов:
Полотно представляет собой триптих, то есть состоит из трех частей: основной центральной и двух дополнительных по бокам. Сюжет «Сада..» — образ греховной жизни людей. Только 7 картин Босха подписаны. Но искусствоведы относят к его кисти 25 картин и 8 рисунков. Нынешние названия всех картин придуманы коллекционерами творчества Босха и известны по каталогам. Оригинальных названий картин история не сохранила.
Художник был неплохим кузнецом. Для главного собора своего родного города Хертогенбосе он сделал большую картину на стекле, для которой собственноручно выковал раму. Занимался изготовлением гравюр — их оттиски распространялись в другие города и королевские дворцы Европы. Увлекался алхимией и демонологией — впрочем, как и все образованные люди своего времени.
Фонтан в центре левой створки на первый взгляд символизирует источник жизни, но. Из сферы в центре фонтана выглядывает сова, а босхова сова — Князь Тьмы, символ ереси и духовной слепоты. «Вся жизнь — греховна», как бы озвучивает Босх популярную в те годы идею. В основании фонтана — рассыпанные в грязи жемчужины. Они как драгоценные, светоносные души людей, погрузившихся в земное.
А в розовом цвете фонтана искусствоведы видят астрологическое: хитиновый панцирь Рака, сова как символ Сатурна. Сатурн в Раке — ассоциация современников Босха с Судным днём.