Секреты художника    

Читать - 14 мин.

Дата публикации: 14.09.2022

 

Больше, чем мастерство

Рене Магритт не то чтобы был большим любителем пояснять, что он имел в виду, поэтому у нас есть версии... для всего. Несколько версия создания картины, несколько версия происходящего на ней. Даже самой картины — и то две версии.

Начнём с создания. В одном из источников биография художника начинается с жутковатого: «Магритт почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь. Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой...»

12 марта 1912 года Регина Магритт вышла в одной ночной сорочке из своего дома Шарлеруа и пропала. Нашли её через несколько дней в реке Самбре, с ночной рубашкой, обернутой вокруг головы — видимо, постаралось течение.

Гибель матери Магритт старался обсуждать как можно реже, даже его жена долго об этом не знала. Но как только история стала известна, чуть ли не в каждой его картине стали усматривать намёк на этот печальный факт.

Сам художник, впрочем, каждый раз говорил, что смерть матери не оказала настолько сильного влияния на его творчество. Может, конечно, так всё и есть, но зрителю верится в это с трудом.
— Ну что вы, смерть матери не повлияла на моё творчество, — рисует персонажа с тканью на голове. — Совсем не повлияла! — рисует еще две такие картины.

Вторая версия закрытых тканью лиц — детская любовь к фильмам про Фантомаса. Обезличенный герой, увлечение играми в прятки — так или иначе, фильм повлиял на творчество Магритта.

Искусство пробуждает тайну, без которой мир не будет существовать
Рене Магритт
Рене Магритт
Бельгийский художник-сюрреалист
«Влюблённые», Рене Магритт, 1928

«Влюблённые», Рене Магритт, 1928

Перейдем к самой картине. Трактовок несколько, но мы коснемся двух основных, которые при этом противоречат друг другу. По первой версии, картина олицетворяет фразу «любовь слепа»: персонажи остаются загадкой и друг для друга, и для зрителей. Они поглощены страстью в той же мере, что и иллюзией: им важен не настоящий их партнер, а его идеализированный образ. А больше они и не замечают ничего вокруг, что, кстати, довольно легко, учитывая замотанную голову. По второй версии, любовь их так сильна, чиста и всепроникающа, что никакие преграды, а тем более какая-то тряпочка, не помешают им ощутить настоящую близость.
Мы окружены завесами. Мы воспринимаем мир только за завесой подобия. В то же время предмет должен быть скрыт, чтобы его вообще распознали
Рене Магритт
Рене Магритт
Бельгийский художник-сюрреалист

Правда, вторая версия хоть и более оптимистична сама по себе, общий тон картины не слишком её поддерживает. Цветовая гамма, позы героев и стены вызывают тянущее чувство безысходности или даже страха. А сейчас самое время посмотреть на второй вариант картины, написанный в том же 1928 году.

«Возлюбленные», Рене Магритт, 1928

«Возлюбленные», Рене Магритт, 1928

Совсем другое настроение, правда? Герои переносятся из замкнутого пространства на природу — давящее пространство комнаты и грозового неба сменяется теплыми цветами пейзажа и облаками на голубом. Лица по-прежнему скрыты тканью, но направлены в одну сторону — к зрителю, В расслабленных позах сквозит умиротворение или даже нежность. Чем дольше смотришь на картину, тем сильнее ощущение, что они улыбаются.
Я ничего не выражаю! Я просто ищу образы, и сочиняю, изобретаю… только образ имеет значение, необъяснимый и таинственный образ, потому что всё в нашей жизни таинственно
Рене Магритт
Рене Магритт
Бельгийский художник-сюрреалист

«Это не Магритт»

Глядя на картины Магритта, хочется сказать, что он был таинственным, непонятным, полным загадок... но нет.

Одна из знаковых картин художника называется «Вероломство образов». На ней изображена курительная трубка во всех деталях, а под ней подпись: «Это не трубка». Парадокс в том, что зритель действительно видит перед собой не саму трубку, а только её визуальный образ.

«Вероломство образов», Рене Магритт, 1929

«Вероломство образов», Рене Магритт, 1929

Знаменитая трубка. Как только меня не упрекали за неё! И всё же, вы могли бы набить мою трубку? Нет, это просто изображение, не так ли? Поэтому, если бы я написал на картине "Это трубка", то солгал бы
Рене Магритт
Рене Магритт
Бельгийский художник-сюрреалист

В некотором роде, это «вероломство образов» свойственно самому Магритту. Глядя на его картины, хочется сказать, что он был таинственным, непонятным, полным загадок... Но нет.
Большую часть жизни Рене Магритт ничем не нарушал образ самого заурядного человека. Никаких безумств и эпатажа. Родился в ничем не примечательной семье, жил в небольшом благообразном домике, работал прямо в столовой, стараясь на накапать повсюду краской, носил неприметную одежду.

И только в картинах он давал волю воображению, своему внутреннему фокуснику. «Это не Магритт». Это только его незаурядное искусство.

Впрочем, загадку он все же оставил — небольшой «пазл». В 1932 одна из картин Магритта — «Зачарованная поза» — исчезла. Она упоминалась в каталоге работ рядом с черно-белым снимком, но с тех пор никто её не видел.

«Осенняя распутица», 1872

«Осенняя распутица», 1872

До 2013 года, когда в Музее современного искусства в Нью-Йорке реставрировали «Портрет» (1935), заметили нетипично окрашенные края и сделали рентгеновский снимок полотна. Из под «Портрета» глядел на исследователей кусочек «Зачарованной позы».

Предполагается, что Магритт сознательно уничтожил картину, но будучи несколько скуп, разрезал холст на четыре части ради экономии. Итак, сейчас «Зачарованная поза» собирается из четырёх картин:

  • «Портрет» (1935)
  • «Красная модель» (1935)
  • «Человеческое состояние» (1935)
  • «Бог не святой» (1935-1936) — эту последнюю картину обнаружили в 2016 году.

Так что теперь искусствоведы не только радуются находке, но и мысленно потирают руки в ожидании новых.

Мы слишком часто склонны сводить всё странное к привычному. Я намерен вернуть всё привычное к странному
Рене Магритт
Рене Магритт
Бельгийский художник-сюрреалист
World Art Gallery

World Art Gallery

В рамках проекта PaintOn World Art Gallery мы рассказываем о картинах, которые изменили мир и рисуем нашу интерпретацию, чтобы вы смогли повторить этот шедевр на арт-вечеринках PaintOn
Подробнее об арт-вечеринках

Ближайшие мастер-классы

ещё 100+ мастер-классов →

Заказать мероприятие

Гости
15 гостей
Выберите тип мероприятия
Корпоратив в студии
Корпоратив онлайн
День рождения
Вечеринка в студии
Выездное мероприятие
Детский праздник в студии
Аренда
Минимальная цена
от 80 000 руб. (дневные), от 90 000 руб. (вечерние)
Стоимость зависит от даты и количества гостей. Подробнее уточняйте у менеджера
Контактная информация

1 000 отзывов от гостей, которые уже побывали на наших мероприятиях

Ещё больше отзывов вы можете найти на Яндекс Картах
Всё оооочень понравилось!!!!!! Организация на высоте! Персонал работает как часы, повар Сергей большой молодец, мастер своего дела. Прекрасно чувствует атмосферу, где надо подскажет, где надо поможет, где надо пошутит!!! Блюда получались очень вкусные. Сильно рекомендую к посещению сего заведения!!
Дмитрий Соловьёв

Читайте также

Босх: Сад земных наслажденийБосх: Сад земных наслаждений
Босх: Сад земных наслаждений
Что стоит знать о Босхе?
Густав Климт: ПоцелуйГустав Климт: Поцелуй
Густав Климт: Поцелуй
История создания легендарной картины "Поцелуй"
Эдвард Мунк: КрикЭдвард Мунк: Крик
Эдвард Мунк: Крик
Откуда взялся крик и как его увидеть на картине Мунка?

Наши партнёры