Секреты художника    

Читать - 14 мин.

Дата публикации: 14.09.2022

 

Сегодня говорим о картине «Море. Крым». Может быть, это не самое знаменитое полотно Куинджи, но одно из тех, что символизируют любовь к Крыму. Он пишет ослепительно синее море с небольшим облаком на горизонте и залитый солнцем край скалы. Среди пожелтевший от солнца травы — стебель дикого чертополоха, который выделяется на фоне моря и оживляет пейзаж.

В этой, как и во многих других картинах, Куинджи стремился передать эффект природного освещения, движения воздуха, моря, уходящего вдаль пространства. Он обнаружил колористические свойства воздуха, тщательнейше изучал перспективу, свет, цветовые и тоновые переходы.

«Море. Крым». А.И. Куинджи, 1898-1908

«Море. Крым». А.И. Куинджи, 1898-1908

Больше, чем мастерство

Картины Куинджи были так хороши, что это рождало многочисленные версии и сплетни. Например, что на выставках его работы подсвечивают скрытыми лампочками. Что он писал особыми заграничными красками с особенным эффектом. Что друг Куинджи, великий химик Менделеев, придумал специальные составы, которые добавляются в краску. Что художник пишет картины, глядя на пейзаж через цветное стекло.

Все эти версии, конечно, прекрасны в своей наивности, но успеха не объясняют. Так почему же картины так хороши? Конечно, кроме того, что в них вложена уйма труда.

Сделайте так, чтобы иначе и сделать не могли, тогда поверят!
Архип Куинджи
Архип Куинджи
Один из величайших русских художников-пейзажистов XIX-XX вв.

Куинджи любил Крым

Крым для русских живописцев вообще был неиссякаемым источником творчества. Если посмотреть работы известных художников, кажется, они соревновались между собой, кто любит Крым сильнее и пишет его лучше. Впрочем, нам, потомкам, от этого сплошные выгоды.

Судьба снова и снова возвращала Архипа Ивановича в Крым, место душевного отдохновения. В 1886 году он купил участок земли у селения Кикенеиз, поставил там легкий домик с немудрящей обстановкой, откуда выходил с утра — и пропадал до вечера, гуляя по окрестностям, рисуя, вбирая в себя свет, солнце, запах моря и полыни. Крым остался более чем в 50 картинах Куинджи, и кажется, он бы и вправду выиграл это соревнование — никто не смотрел на полуостров с тем же восхищением.

Куинджи любил жизнь

В 1870 году он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были Иван Крамской и Илья Репин. Им было свойственно реалистическое восприятие действительности и они отчасти передали его Куинджи. Увлеченный идеями передвижников, он написал ряд работ, в том числе «Осеннюю распутицу», «Забытую деревню» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, поэтому они были написаны в тёмных мрачных цветах. Но искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма, сам он чувствовал жизнь по-другому: радостно, удивительно. «Романтик среди реалистов», как назвал его выдающийся критик В. Стасов.

В 1875 году Куинджи приняли в ряды передвижников, но уже со следующего года он отказался от идей передвижничества в своих картинах. Он стремился не истолковывать жизнь, а наслаждаться её красотами.

«Осенняя распутица», 1872

«Осенняя распутица», 1872

Одни способны написать даже грязь на дороге, но разве в том реализм?
Архип Куинджи
Архип Куинджи
Один из величайших русских художников-пейзажистов XIX-XX вв.

Куинджи отчасти был сверхчеловеком

Помимо своих выдающихся личностных качеств, художник обладал сверхчувствительным зрением. Современников удивляла непревзойденная игра света и тени на полотнах Куинджи. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».

Его называли «маэстро света» и оказалось, что это не просто фигуральное выражение. Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Его друг, лучший оптик того времени Федор Петрушевский, разработал «лунный спектрофотометр» и однажды проверил зрение художников.

Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».

Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом
Архип Куинджи
Архип Куинджи
Один из величайших русских художников-пейзажистов XIX-XX вв.

Источник света

Жизнь, как известно, нужно прожить так, чтобы биографы и искусствоведы утомились составлять вашу биографию. Архип Иванович своей жизнью утомил не одного искусствоведа. И как отмечали современники, был исключительной личностью. Он не просто гениально видел свет, а сам был его источником — взять хотя бы несколько фактов.
 
Куинджи спорил. С картиной 1873 года «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. Помимо изящного, лёгкого пейзажа она привлекала зрителя эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним и потребовал, чтобы в прессе уточнили момент об авторском праве. Часть петербургских художников выступили на стороне Судковского, часть — на стороне Куинджи. В конце концов победа осталась за Куинджи.
Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех!
Архип Куинджи
Архип Куинджи
Один из величайших русских художников-пейзажистов XIX-XX вв.
Спонсировал. Художник как мог помогал молодым коллегам, а мог он довольно много. В 1904 году он внес в банк 100 тыся рублей, чтобы из процентов выплачивать премии победителям ежегодной выставки Академии художеств. Через пять лет учредил премию по пейзажной живописи — удостоившиеся премии студенты получали по 400 рублей, сказочное богатство.
 
Купил на Васильевском острове в Петербурге три соединенных между собой дома, оставил себе в них квартиру и мастерскую, а остальное сдавал за мизерную плату бедным художникам и проводил с ними вечера за рисованием. После смерти и весь свой капитал, и имение в Кикенеизе он завещал для пользы молодым художникам.
Портрет Куинджи с птицами. Г.О. Калмыков

Портрет Куинджи с птицами. Г.О. Калмыков

Кормил птиц. В том самом доме с мастерской устроил сад на крыше, первый, пожалуй, в Петербурге, и посвящал себя еще одному любимому делу. Художника даже прозвали «птичьим доктором» — он кормил и собственноручно лечил птиц. Художник Яков Минченков вспоминал в мемуарах: «Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными».
Красил забор. Когда талант юноши стало сложно отрицать, ему посоветовали отправиться в Феодосию к Айвазовскому, который, как все было известно, помогал начинающим художникам. Где ни прочти, все пишут, что первая работа, которую дал великий маринист юному Куинджи — растолочь краски и покрасить забор. Но самые въедливые искусствоведы считают, что стоит отнестись к этой информации критически. К каким благоговением Куинджи пришел в мастерскую большого мастера, с таким же много лет спустя к нему самому, уже профессору, пришел учиться внук Айвазовского, Михаил Латри.
 
Фотографировал. Живопись живописью, но молодому художнику нужно было как-то сводить концы с концами. После возвращения от Айвазовского Куинджи устроился ретушером в первую городскую фотомастерскую родного Мариуполя. А затем и сам научился фотографировать — экспериментировал со светофильтрами, изучал работу света и больше всего времени уделял пейзажам. Он еще некоторое время работал ретушером, когда отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
 
Придумал новый формат. В 1880 году Куинджи устроил первую выставку одной картины, показал публике «Лунную ночь на Днепре». К организации подошел со всей тщательностью: задрапировал окна в зале, осветил картину специальной лампой. Публика была поражена.
 
В следующем, 1881 году Куинджи устроил еще одну моновыставку — картины «Березовая роща» (1879), с таким же триумфом, как предыдущую. А вот выставку картины «Днепр утро» в 1882 году публика приняла с прохладцей.
«Лунная ночь на Днепре»

«Лунная ночь на Днепре»

Если считаете, что картина слишком тёмная — благодарите Великого князя Константина Константиновича. Он купил картину и взял её с собой кругосветное путешествие. Ему говорили, что краски от морского воздуха темнеют, но он не послушал
Затворничал. С 1882 года Куинджи «замолчал» на двадцать лет. Он продолжал работать в разных стилях, искал новые пигменты и основы для красок. Но никому за эти годы не показывал свои произведения и хранил их в мастерской.
 
Сам он объяснял свой уход от публики так: «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадёт, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать».
Впрочем, каждый может думать по-своему. Иначе искусство не росло бы
Архип Куинджи
Архип Куинджи
Один из величайших русских художников-пейзажистов XIX-XX вв.
World Art Gallery

World Art Gallery

В рамках проекта PaintOn World Art Gallery мы рассказываем о картинах, которые изменили мир и рисуем нашу интерпретацию, чтобы вы смогли повторить этот шедевр на арт-вечеринках PaintOn
Подробнее об арт-вечеринках
Картина "Море. Крым" в исполнении PaintOn
Художник: Александра

Ближайшие мастер-классы

ещё 100+ мастер-классов →

Заказать мероприятие

Гости
15 гостей
Выберите тип мероприятия
Корпоратив в студии
Корпоратив онлайн
День рождения
Вечеринка в студии
Выездное мероприятие
Детский праздник в студии
Аренда
Минимальная цена
от 80 000 руб. (дневные), от 90 000 руб. (вечерние)
Стоимость зависит от даты и количества гостей. Подробнее уточняйте у менеджера
Контактная информация

1 000 отзывов от гостей, которые уже побывали на наших мероприятиях

Ещё больше отзывов вы можете найти на Яндекс Картах
Всё оооочень понравилось!!!!!! Организация на высоте! Персонал работает как часы, повар Сергей большой молодец, мастер своего дела. Прекрасно чувствует атмосферу, где надо подскажет, где надо поможет, где надо пошутит!!! Блюда получались очень вкусные. Сильно рекомендую к посещению сего заведения!!
Дмитрий Соловьёв

Читайте также

Босх: Сад земных наслажденийБосх: Сад земных наслаждений
Босх: Сад земных наслаждений
Что стоит знать о Босхе?
Густав Климт: ПоцелуйГустав Климт: Поцелуй
Густав Климт: Поцелуй
История создания легендарной картины "Поцелуй"
Эдвард Мунк: КрикЭдвард Мунк: Крик
Эдвард Мунк: Крик
Откуда взялся крик и как его увидеть на картине Мунка?

Наши партнёры