Секреты художника |
Читать - 14 мин. |
Дата публикации: 14.09.2022 |
Рене Магритт не то чтобы был большим любителем пояснять, что он имел в виду, поэтому у нас есть версии... для всего. Несколько версия создания картины, несколько версия происходящего на ней. Даже самой картины — и то две версии.
Начнём с создания. В одном из источников биография художника начинается с жутковатого: «Магритт почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь. Когда будущему художнику было 13 лет, его мать покончила с собой...»
12 марта 1912 года Регина Магритт вышла в одной ночной сорочке из своего дома Шарлеруа и пропала. Нашли её через несколько дней в реке Самбре, с ночной рубашкой, обернутой вокруг головы — видимо, постаралось течение.
Гибель матери Магритт старался обсуждать как можно реже, даже его жена долго об этом не знала. Но как только история стала известна, чуть ли не в каждой его картине стали усматривать намёк на этот печальный факт.
Сам художник, впрочем, каждый раз говорил, что смерть матери не оказала настолько сильного влияния на его творчество. Может, конечно, так всё и есть, но зрителю верится в это с трудом.
— Ну что вы, смерть матери не повлияла на моё творчество, — рисует персонажа с тканью на голове. — Совсем не повлияла! — рисует еще две такие картины.
Вторая версия закрытых тканью лиц — детская любовь к фильмам про Фантомаса. Обезличенный герой, увлечение играми в прятки — так или иначе, фильм повлиял на творчество Магритта.
Правда, вторая версия хоть и более оптимистична сама по себе, общий тон картины не слишком её поддерживает. Цветовая гамма, позы героев и стены вызывают тянущее чувство безысходности или даже страха. А сейчас самое время посмотреть на второй вариант картины, написанный в том же 1928 году.
Глядя на картины Магритта, хочется сказать, что он был таинственным, непонятным, полным загадок... но нет.
Одна из знаковых картин художника называется «Вероломство образов». На ней изображена курительная трубка во всех деталях, а под ней подпись: «Это не трубка». Парадокс в том, что зритель действительно видит перед собой не саму трубку, а только её визуальный образ.
В некотором роде, это «вероломство образов» свойственно самому Магритту. Глядя на его картины, хочется сказать, что он был таинственным, непонятным, полным загадок... Но нет.
Большую часть жизни Рене Магритт ничем не нарушал образ самого заурядного человека. Никаких безумств и эпатажа. Родился в ничем не примечательной семье, жил в небольшом благообразном домике, работал прямо в столовой, стараясь на накапать повсюду краской, носил неприметную одежду.
И только в картинах он давал волю воображению, своему внутреннему фокуснику. «Это не Магритт». Это только его незаурядное искусство.
Впрочем, загадку он все же оставил — небольшой «пазл». В 1932 одна из картин Магритта — «Зачарованная поза» — исчезла. Она упоминалась в каталоге работ рядом с черно-белым снимком, но с тех пор никто её не видел.
Предполагается, что Магритт сознательно уничтожил картину, но будучи несколько скуп, разрезал холст на четыре части ради экономии. Итак, сейчас «Зачарованная поза» собирается из четырёх картин:
Так что теперь искусствоведы не только радуются находке, но и мысленно потирают руки в ожидании новых.